Реликвии

Реликвии Ильинской церкви

На начало XX века из древних икон, упомянутых в документах 1625г., сохранилась только одна – икона святого Илии пророка с деяниями в иконостасе, покрытая серебряною позлащенною ризою.

В иконостасе нижнего храма, освященного в честь мученицы Параскевы-Пятницы находилась старинная икона святителя Николая с деяниями. В церкви также находились: икона Рождества Христова, с изображениями, относящимися к событию воплощения Бога Слова, по преданию, являвшаяся раньше храмовой иконой Христорождественского монастыря (позднее кладбищенской церкви), икона Воскресения Христова (Сошествие Спасителя во ад) с изображениями вокруг страстей Христовых; иконы — Нерукотвореннаго образа Спасителя, Смоленской Божией Матери и святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова с житием его; а также древние иконы аналойного размера: святого Николая чудотворца, святой мученицы Параскевы-Пятницы, великомученицы Екатерины и пророка Илии.

На средства главного строителя храма 1818 года Симеона Иоанновича Торочкова были сделаны серебряные позлащенные ризы на местные иконы Пресвятой Богородицы, Воскресения Христова, Пресвятой Троицы, Преображения Господня. Алтарные двери были украшены символичными изображениями в виде ангелов из Ветхого и Нового заветов. Перед двумя местными иконами великолепны были две свечи за стеклом, искусно обтянутые вязаным бисером, с изображением херувимов, подаренные дворянкой Елизаветой Александровной Максимовой в 1843г. В левой части иконостаса верхней церкви располагалась местная икона с изображением Новгородского архиепископа святого Иоанна, Симеона персидского, преподобного Ефрема Сирина, Ефрема Новоторжского и его ученика Аркадия, Иулиании Новоторжской и святой мученицы Татианы.

В храме хранились две хоругви. На первой из них с одной стороны – изображение пророка Илии, на оборотной стороне – изображения преподобного Ефрема, Нила Столобенского, Аркадия и Иулиании Новоторжских, Симеона Персидского, мученицы Татианы. На второй хоругви с одной стороны – изображение Параскевы Пятницы, с другой стороны – изображения святого Арсения Тверского, князя Михаила Тверского, митрополита Московского Ионы, преподобных Макария Калязинского и Агофоника.

Наиболее интересной кажется местная икона Воскресения Христова (размер 105 см x 75 см), в средину которой вставлена другая икона – Сошествие Христа в ад (30 см x 26 см), по ее сторонам рядами идут 24 клейма с изображениями страстей Господних. Размером икона 1 аршин 8 вершков длины и 1 аршин с вершком ширины. В средине этой иконы вставлена другая — Сошествие Иисуса Христа во ад, размером 7 и 6 вершков. По сторонам вставной иконы идут рядами двадцать четыре клейма, в которых изображены страсти Господни с следующими подписями: первый ряд: а) Воскрешение Лазаря; б) Вход в Иерусалим; в) Изгнание из церкви иудеев из Святое Святых храма Соломона; г) О совете архиереев жидовских о Господе Иисусе Христе нашем; д) Сошествие во ад Крестителя Господня Иоанна; второй ряд: а) О предании Господа нашего Иисуса Христа Иудою беззаконным жидам; б) О пришествии Иуды из Иерусалима в Вифанию поклониться Христу; в) О шествии Господа из Вифании в град Иерусалим; г) О напоении апостолов от Господа; умовение ног ученикам; д) О пришествии Иуды к жидам и о взятии 30 сребренников; третий ряд: а) Моление Господа нашего, взяша воины Господа нашего Иисуса Христа на страсть; б) О приведении Господа нашего ко двору Анне архиерею и отвержение Петра; четвертый ряд: а) Приведоша Господа к Пилату и вопрошение его и биение тростью по главе Его; б) О возложении креста на Господа нашего к горе Голгофе, распятие Господне; пятый ряд: а) Просиша  Иосиф у Пилата тело Христово сняти с креста; б) Снятие со креста Господа нашего Иисуса Христа; в) Положение во гроб Господа нашего Иисуса Христа; г) О собрании архиереев к Пилату и о поставлении стражей у гроба Господня; д) О возвращении стражей к архиереом жидовским и о воскресении Христовом; шестой ряд: а) О послании ко Иосифу эпистолии о приведении во Иерусалим; б) Пришедши в Рим к Кесарю Марфа и Мариа, сестры Лазаревы, со многими дарами; в) Послание от Кесаря из Риму во Иерусалим к Понтийскому Пилату; г) И рече Кесарь: о злочестиве Пилате, како смел еси тако сотвори праведна и неповинна на смерть крестную предати; д) Каияфа сие виде тече скоро и скрыся в некоей пещере. Внизу иконы надпись: «Написася сей святый образ страсти Господни в лето от сотворения мира от Рождества же Христова 1630 года месяца октября в 9 день тщанием и трудами той церкви священником Иоанном Силиным».

 

Из других реликвий можно выделить местночтимую икону Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», подаренную храму Нат. Ег. Калашниковой, и икону Тихвинской Божией Матери, подаренную в 1843 г. ильинским диаконом Сампс. Семеновым, обе иконы в серебряных позлащенных ризах.

 

В ризнице Ильинской церкви хранились оловянные — дарохранительница, дароносица и небольшая чаша для приобщения больных, а также риза, стихарь и подризник из набойчатой холстины; два пояса из серебрянной парчи с медными застежками, на одной (из застежек) находилось изображение двуглавого орла (предполагают, что это из царских даров — в память временного пребывания в Ильинской церкви тела Государя Императора Александра I), а на другой — крест, по сторонам которого солнце и луна.
Из богослужебных книг в Ильинской церкви хранился Служебник периода царствования Алексея Михайловича.

 

 

По материалам изданий Монастыри и приходские церкви г. Торжка и их достопримечательности. — Тверь, 1903., Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. — Тверь, 1901. и Справочная книга по Тверской епархии. — Тверь, 1915.

 

 

К настоящему времени все упомянутые святыни безвозвратно утеряны. Но надеемся, что милостью Божией они когда-нибудь вернутся в наш храм.

Просмотров (295)