Освящение верб накануне Вербного воскресенья
Освящение вербы и пальмовых ветвей — традиция, связанная с тем, что именно пальмовыми ветвями жители Иерусалима торжественно встречали Иисуса, въезжавшего в город за шесть дней до иудейской Пасхи, до Своего Распятия. С тех пор миновало две тысячи лет. Но каждый год мы, подобно жителям Иерусалима, приходим встречать Христа в храмы с ветвями деревьев (по церк. слав. – с “ваийями”). В России не растут пальмы, да и другие деревья из-за суровости климата еще не распускаются, только вербы покрываются нежными мохнатыми почками. Верба – символ весны, присущего этому времени года духовного возрождения. Она таит в себе листья, но еще не выпускает, и тем дает понять, что наша радость от праздника Входа Господня неполна, но таит в себе начатки великой пасхальной радости.
Освящение верб бывает во время праздничного богослужения – Всенощного бдения, совершаемого накануне праздника Входа Господня в Иерусалим, который в народе называют Вербным Воскресением. Сразу после прочтения Евангелия читается 50-ый псалом, во время чего священник крестообразно со всех сторон кадит приготовленные среди храма «вайя». Затем, по возгласе диакона «Господу помолимся», священник читает особую молитву на благословение ваий и кропит их святой водой. Таким образом, Церковь дает войти празднику во все наше существо – через зрение, слух, обоняние (когда мы чувствуем благоухание кадильного дыма) и даже осязание (держим в руках веточки верб). Все наши телесные чувства, открытые для восприятия этой высшей, духовной реальности, помогают нам приблизиться к ней. Подобно жителям Иерусалима, встречавшим Христа с ветвями пальмы в руках, мы стоим на праздничном богослужении с ветками вербы и зажженными свечами, духовно встречая нашего Спасителя как Царя Славы, добровольно грядущего на страдания ради искупления человечества от грехов.
Освященные вербы мы приносим в свои дома, где с благоговением храним, как знак проникающей благодати Божией, до следующего года. Старые ветки вербы, хранящиеся в доме с прошлого года, необходимо сжечь.
Просмотров (61)