Автор: Кинева Наталья
«Ребенку уже 3 месяца, а он еще не крещеный? Вот потому он такой и беспокойный! Срочно крестить! Вот увидишь, сразу будет спать хорошо, и не сглазит никто глядишь….» — поучает бабушка внучку, недавно ставшую мамой.По-своему бабушка действительно права, некоторые детки после крещения действительно лучше спят… Но давайте подумаем, для чего мы крестим детей? Для чего человек вообще принимает Святое Крещение?
В православном катехизисе дается следующее определение этого Таинства:
Крещение (греч. ваптисис — погружение) есть Таинство, в котором верующий (!!!), при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. Так как Крещение есть духовное рождение, а родится человек однажды, то это Таинство не повторяется.
Плодом Крещения человека должно быть то, что он перестает жить для себя и начинает жить для Христа и других людей, обретая в этом полноту жизни. Необходимым условием принятия этого великого Таинства взрослым человеком является твердая вера и покаяние во всех грехах, совершенных до Крещения. Этим Таинством крещаемый вводится в Церковь и становится ее членом. Человек, ставший христианином, должен решительно переродиться по слову Господа, сказавшего:Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин. 14; 15). И обещавшего таковым: Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей (Ин. 15; 10).
Обратите внимание на слово «верующий» в определении – крещение производится только над верующим человеком (или над ребенком верующего человека).
Крещение – это, прежде всего акт отречения от своей греховной жизни, умирание нашего ветхого человека. Если мы погружаемся в воды Крещения с отвращением и ненавистью к греху, тогда книга нашей жизни закрывается и начинает писаться новая. Наше греховное прошлое теряет свою силу над нами, становится чуждым для нас. Тогда, как говорит Священное Писание, мы умираем для греха и через веру во Христа Спасителя воскресаем к новой жизни.
Таким образом, условия Крещения – это покаяние и вера. И если нет веры, нет покаяния, то тогда, как говорили древние отцы Церкви, «люди будут крестить тебя, а Дух Святой не будет крестить» (Свт. Кирилл Иерусалимский Огласительные поучения. Оглашение 17-е, п.36). «Если душа не свергла с себя страстных нечистот, и жизнь после Крещения сходна с жизнью до Крещения, то…для таковых вода останется водою» (св. Григорий Нисский Огласительное слово, гл. 40).
Перечитайте еще раз эти слова «если жизнь ПОСЛЕ Крещения сходна с жизнью ДО Крещения, то … для таковых вода останется водою».
Какие бы люди не производили обряды над собой или своим ребенком, как бы они не мечтали «поменьше болеть» после этого «ритуала», ничего не изменится, если в Вашем сердце нет покаяния и веры.
Например, для нашего времени характерны следующие грехи, на которые можно совсем не обращать внимания людям, не желающим ничего менять в своей жизни. Но если же вы считаете Святое Крещение важным событием в Вашей жизни, то имейте ввиду:
- Если Вы находитесь в блудном сожительстве (половые отношения до брака, вне брака, так называемый «гражданский брак»), то самим фактом Крещения Вы приносите покаяние в этом тяжком грехе и даете Богу обещание, либо немедленно вступить в законный брак, либо немедленно прекратить эти отношения. Никакого другого варианта решения этой проблемы не существует. «Не обманывайтесь, ни блудники, ни прелюбодеи Царства Божия не наследуют», — говорит Священное Писание.
- Если Вы виновны в убийстве нерожденных детей, то есть делали аборты, то самим фактом Крещения Вы приносите покаяние в этом преступлении и даете Богу обещание никогда не совершать ничего подобного. Речь идет не только о женщинах. Мужчины могли дать согласие, не останавливали и даже сами провоцировали на это; врачи выступали в роли исполнителей, не отговаривали пациенток от этого шага.
- Необходимо знать, что абортивные средства контрацепции приравниваются к аборту (Социальная Концепция РПЦ. XII.3). Прежде всего, речь идет о внутриматочных спиралях, которые вовсе не мешают зачатию, а препятствуют имплантации зачатого эмбриона в матку, вызывая его гибель (аборт на сроке 7-9 дней). Кроме того, абортивным действием обладают гормональные контрацептивы (таблетки, уколы, имплантанты и т.д.), которые лишь снижают вероятность зачатия, а если оно все же происходит, действуют аналогично внутриматочной спирали. Самим фактом Крещения Вы приносите покаяние в этих невидимых глазу абортах и даете Богу обещание немедленно прекратить использование абортивных контрацептивов.
При совершении Крещения Вы дадите крещальные обеты Христу Богу: обещание доброй совести и доброй жизни по заповедям Божиим.
Ну как вам такие условия Крещения? Сложно? Да! На пути к Христу никто не расстелет Вам ковровую дорожку, и не бросит Вам под ноги лепестки роз…
«Входите тесными вратами, — говорит Господь (Мф. 7,13), — потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их». Господь никому из нас не обещал легкую жизнь. Он дарует нам прощение грехов, свою помощь и защиту, обещал воскресение из мертвых и вечную жизнь с Ним в Его Царстве.
После Крещения с человека спадает огромная тяжесть греха, тяготящая его душу. Насилие сатаны прекращается. Человек вновь свободен, он получил силу побеждать грех. Благодать Духа Святого наполняет радостью его сердце.
В Крещении мы даем Богу присягу на верность, каждый из нас становится воином Христовым, и до самой смерти мы должны вести борьбу с духом зла, обольщающим наше сердце. «Кто не собирает со Мною, тот расточает», — говорит Господь. Поэтому в христианской жизни нельзя стоять на месте. Прежде всего, мы должны стремиться насколько хватает сил уничтожать в себе малейшие остатки прежних греховных навыков. Как говорил святитель Иоанн Златоуст, «грехи тебе прощены, а привычку исправь сам».
Поговорим отдельно о крещении детей и о том, как выбирать крестных родителей, и зачем они вообще.
Восприемник (греч. анадехуменос — поручитель за должника) — человек, принимающий на себя обязанность наставлять крестника в духовной жизни, молиться о нем, следить за его воспитанием, учить благочестивой жизни, трудолюбию, кротости, воздержанию, любви и другим добродетелям. На крестного ложится и часть ответственности за поступки его крестника.
Необходимым считается только один восприемник — мужчина для мальчика и женщина для девочки. Но чаще, по традиции, крестных бывает двое: мужчина и женщина.
Крестный обязан (!) водить ребенка к Причастию как можно чаще (до 7 лет дети к Причастию допускаются без исповеди), а когда крестник достигнет сознательного возраста, восприемник должен будет объяснять ему основы Православной веры, все так же водить его к Причастию и заботиться о его нравственном состоянии.
Задачи биологических родителей – растить-одевать-кормить-заботиться о чаде, а основная задача крестного – духовного родителя – это привести ребенка ко Христу, ведь однажды он сказал в храме сатане «отрекаюсь» за этого малыша, а Христу «сочетаюсь».
А вы думали, что это формальность?
Часто в наше время крестный вопринимается как «даритель подарков» на именины и другие праздники. А разве не помните вы, как во время Крещения в храме священник говорил вам строго «Теперь это дети – ваши! Вы за них в ответе!»
Итак, выбирая крестных для своих детей, родители должны руководствоваться прежде всего не соображениями их высокого социального или имущественного статуса, а уверенностью в том, что будущие крестные, сами являясь верными чадами Православной Церкви, смогут выполнить те обязанности, которые налагает на них институт восприемничества.
Две небольшие молитвы крестных о своих крестниках:
Господи Иисусе Христе, буди милость Твоя на крестнике (крестнице) моем (моей) (имена), сохрани его (ее) под кровом Твоим, покрый от всякаго лукаваго похотения, отжени от него (нее) всякаго врага и супостата, отверзи ему (ей) уши и очи сердечныя, даруй умиление и смирение сердцу его (ее).
Спаси, Господи, и помилуй крестника (крестницу) моего (мою) (имена) и просвети его (ее) светом разума Святаго Евангелия Твоего и настави его (ее) на стезю заповедей Твоих и научи его (ее), Спасе, творити волю Твою, яко Ты еси Бог наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Есть и такие люди, которые не могут стать крестными. По нормам Синодального периода Русской Церкви, «не могут быть восприемниками безумные, совершенно несведущие в вере, а также преступники, явные грешники и все вообще лица, низко упавшие в общественном мнении, по своему нравственному поведению… Не бывшие у исповеди и святого Причастии 5-10 лет, конечно, по нерадению, не могут дать воспринимаемым от купели руководства и назидания в своей жизни, что вменяется в обязанность восприемникам».
Не могут быть восприемниками (крестными) следующие лица.
1. Монахи и монахини.
2. Родители для собственных детей.
3. Лица, состоящие между собой в браке (либо жених и невеста) не могут крестить одного младенца, ибо при духовном родстве супружеская жизнь недопустима. При этом супругам разрешается быть восприемниками разных детей одних и тех же родителей, но разновременно.
4. Неверующие.
5. Некрещеные.
6. Малолетние.
7. Психически ненормальные (душевнобольные) люди.
8. Лица, пришедшие в храм в нетрезвом виде.
В крайнем случае допускается Крещение и без восприемников, тогда сам священник считается крестным отцом. Отец и мать могут присутствовать на Крещении собственного ребенка. Но мать крещаемого может быть не допущена к участию в Таинстве, если над ней не прочитана молитва 40-го дня (однако совсем неверно, когда считают, что ребенка нельзя крестить до 40-го дня.)
К крещению нужно приступать, уже зная основы православной веры и поэтому крещаемому (или поручителю – крестному) нужно знать Символ веры и рассказать его во время Таинства. Если вы не знаете его, прочитайте, пожалуйста вдумчиво, и подумайте, символ ли веры это для вас? Верите ли вы в Бога или во что-то другое. Ведь как часто люди отвечают «Я верю по-своему» или «Бог у меня в душе». А во время Крещения человек дает обет совсем не тому, который «по-своему в душе», а одному-единственному Богу Вседержителю, известному всем настоящим христианам.
Символ веры |
|
По-церковнославянски |
По-русски |
1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. | 1. Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. |
2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век: Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. | 2. И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Им же все сотворено. |
3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. | 3. Ради нас людей и ради нашего спасения сошедшего с небес и принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком. |
4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. | 4. Распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного. |
5. И воскресшаго в третий день, по Писанием. | 5. И воскресшего в третий день, согласно Писанию. |
6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. | 6. И восшедшего на небеса, и сидящего по правую сторону Отца. |
7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. | 7. И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же Царству не будет конца. |
8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. | 8. И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном сопоклоняемого и прославляемого, говорившего через пророков. |
9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. | 9. В единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. |
10. Исповедую едино крещение во оставление грехов. | 10. Признаю одно крещение для прощения грехов. |
11. Чаю воскресения мертвых. | 11. Ожидаю воскресения мертвых. |
12. И жизни будущаго века. Аминь | 12. И жизни будущего века. Аминь (истинно так). |
- Верите ли Вы в то, что Бог создал небо, землю и человека или считаете, что Вы произошли от обезьяны?
- Верите ли Вы в то, что Христос пришел искупить ваши грехи или думаете, что вы искупаете их своими добрыми делами?
- Верите ли Вы в то, то Христос воскрес и жив по сей день?
- Верите ли Вы в то, что Он приедет второй раз, и тогда наступит Судный день?
- А кто такой Дух Святой?
- А вы верите, что все ваши умершие родственники однажды встанут из могил как живые?
- Обратили внимание, что крещение ОДНО? «Перекреститься» не возникало мысли?
- ЖДЕТЕ ли вы «жизни будущего века»? Жаждете ли вы жизни на небесах?
Ответьте для себя на эти вопросы. Задала я их для того, чтобы попытаться донести до вас, что христианство – это серьезно, это навсегда.
Жизнь для нас – Христос, а смерть – приобретение.
Просмотров (448)