Автор: Кинева Наталья
Я думаю, вам не стоит тратить свое личное время на прочтение этой статьи, ведь смысл ее лежит на поверхности, а ключевые слова – в названии. Призывы мои стары как мир и доводы не отличаются оригинальностью.
Но все же…
Детям своим мы (мы – потому что я и о себе тоже!) читаем «Что такое хорошо? Что такое плохо?», выполняя свой родительский долг, прививаем «доброе и вечное». А вечером на кухне с соседкой за рюмочкой коньячка выносим вердикт «козлам и негодяям», посмотрев НТВ, рассуждаем «как страшно жить!». И перед сном, оставаясь наедине с самим собой, уже не задаем себе вопрос «Что я за сегодняшний день сделал хорошего?», а робкий шепот совести перекрикиваем ответом «Не мы такие – жизнь такая!»
Иногда, в нашей жизни происходят определенные события, которые дают нам хорошую «встряску» и мы решаем, что нужно срочно что-то глобально менять, срочно стать другим.
«Вот бы взять и стать степенным,
Бросить с пятницы курить,
Написать роман толстенный
И деньгами не сорить»
Но как? Ведь это очень сложно вести себя не так, как «на сердце». Даже если вы через силу попробуете «начать делать добро с понедельника», уже к концу дня вам такая борьба с самим собой надоест и вы вернетесь к тому, с чего начинали: «Жизнь такая!»
У Ф.М. Достоевского в «Братьях Карамазовых» есть притча «Про луковку»:
«Жила-была одна баба злющая-презлющая и померла. И не осталось после нее ни одной добродетели. Схватили ее черти и кинули в огненное озеро. А ангел-хранитель ее стоит да и думает: какую бы мне такую добродетель ее припомнить, чтобы Богу сказать. Вспомнил и говорит Богу: она, говорит, в огороде луковку выдернула и нищенке подала. И отвечает ему Бог: возьми ж ты, говорит, эту самую луковку, протяни ей в озеро, пусть ухватится и тянется, и коли вытянешь ее вон из озера, то пусть в рай идет, а оборвется луковка, то там и оставаться бабе, где теперь. Побежал ангел к бабе, протянул ей луковку: на, говорит, баба, схватись и тянись. И стал он ее осторожно тянуть и уж всю было вытянул, да грешники прочие в озере, как увидали, что ее тянут вон, и стали все за нее хвататься, чтоб и их вместе с нею вытянули. А баба-то была злющая-презлющая, и почала она их ногами брыкать: «Меня тянут, а не вас, моя луковка, а не ваша». Только что она это выговорила, луковка-то и порвалась. И упала баба в озеро и горит по сей день. А ангел заплакал и отошел» (14, 319).
Федор Михайлович точно показал этой притчей две истины: первая – что Бог готов принять человека в Свое Царствие даже за одну, пусть малую, добродетель; и вторая — только лишь сама человеческая греховность мешает войти в Царствие Божие.
Как же справиться с этим грузом вредных привычек и ворохом дурных мыслей. Провести в самом себе генеральную уборку одним днем, стать другим в один момент – ни для одного человека невозможно.
Но подумайте! Разве ваше сердце было завалено ненужным хламом за один день? Разве не было в вашей жизни тысяч дней, каждый из которых добавлял по капле? Вот вы обиделись на соседку по школьной парте, за то, что не дала вам списать контрольную, вот уже дразните мальчишку с вашего двора, а вот втайне от родителей начали курить, представляя себя таким «крутым/ой» и взрослым/ой, вот и другие «ошибки молодости», как мы их называем. Дальше – хуже: интриги на работе, непонимание в семье, вредные соседи, поверхностные друзья, недолюбленные дети (или может вам все еще «не до детей»?) И вот уже жизнь превращается в изматывающую «карусель».
Ответьте сами себе на вопросы: «А что, если все эти мои поступки и мысли влияют на мою сегодняшнюю жизнь? Каково мне всё это нести? Как дальше жить со всем этим?»
Для тех, кто хочет что-то изменить, вход есть!
Вспомните, как мы проводим генеральную уборку. Сначала выбрасываем все ненужное. Тоже ни за один раз, постепенно. Так и в самом себе — нужно избавляться от того, что разрушает нас изнутри: наносное высокомерие, злые мысли, колкие слова, вредные привычки, осуждение, обиды, плохие поступки. Православному христианину в этом поможет исповедь.
«Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 послание Иоанна 1:9).
После исповеди и Причащения Святых Христовых Таин сам Господь помогает нам изменяться, становиться лучше. От нас же требуется только то, что в наших силах. Например: не разозлиться там, где раньше так легко вспыхивали, сдержаться от колкостей, к которым так привыкли, простить то, что раньше не прощали, проявить добродушие к коллеге по работе, уделить внимание бабушке на лавочке, одарить добрым словом соседа по лестничной клетке, поддержать малыша за руку, уступить место беременной женщине в транспорте, улыбнуться и пожелать всем хорошего дня. Это так просто и так важно.
С малых дел начинается всё бОльшее.
«Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лк.16:10)
Если человек в малом верен, Бог ему и большее доверит, а если малого не делаем, что с нас взять…
Дивный путь МАЛЫХ ДЕЛ, пою тебе гимн! Окружайте, люди, себя, опоясывайте малыми делами добра — цепью малых, простых, легких, ничего нам не стоящих добрых чувств, светлых мыслей, слов и дел. Оставим большое и трудное. Оно для всех, кто любит его, а не для нас, еще не полюбивших большого. Господь милостью Своей приготовил, разлил всюду, как воду и воздух, малую любовь. Эта малая, но непрестанная любовь есть неугасимая лампада Богу в храме души. Она есть тихое дыхание, без которого нет жизни…
Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской)
Просмотров (24)