«Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц – нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага»
Святитель Иоанн Златоуст.
На девятый день от Пасхи, в этом году 3 мая, Православная церковь отмечает Радоницу – день особого поминовения усопших, первый после Пасхи.
Радоница – это Пасха усопших. Поминовение происходит на основании воспоминания о сошествии Иисуса Христа к душам умерших. А само название праздника отождествляется с тем, что усопшие в этот день радуются. Поэтому есть традиция «отмечать» этот праздник на кладбище, вместе с усопшими и радоваться Христову воскресению вместе с ними. Ведь именно воскресение Христа дает надежду на воскресение остальных. «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом христовы, в пришествие его» (1Кор. 15,22)
Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших». Люди семьями идут на кладбище в этот день, вспоминают своих усопших родственников, перечисляют их добрые дела, их хорошие отличительные черты. Также на могилах принято поминать умерших едой. На Радоницу это обычно пасхальные яйца, куличи. Однако помните, что Православная Церковь не приветствует распитие на могилах спиртных напитков и, тем более, разливание водки на могилу умершего (как зачастую у нас принято делать). Этими действиями оскорбляется память умерших.
Правильнее, придя на кладбище, зажечь свечу, помолиться об усопших и спеть пасхальный тропарь «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!»
Это реальное, живое общение с усопшими отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который «не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20, 38).
Само по себе кладбище является священным местом, где покоятся тела умерших, наших близких, а могила станет местом воскресения. Именно поэтому за могилами близких нужно ухаживать и держать их в чистоте. Православная церковь украшает могилу святым животворящим крестом, который символизирует наше спасение. Тело умершего в земле, а душа находится в небе.
Обратите внимание как подробно, интересно и твердо сказал святитель Феофан Затворник о нашем долге поминать усопших:«Спрашиваете, почему мы поминаем усопших? Потому что так заповедано нам делать. А что заповедано – видно из того, что в Церкви Божией не было времени, когда бы не творилось поминовение. Значит это идет от апостола и от Самого Господа. Но умнишко наш всюду суется со своим носом, крича: почему и почему? Всего лучше дайте ему верою искреннею щелчок в нос – и присядет. Можете после сего сказать сему буяну: слушай, дурень, отшедшие живы и общение у нас с ними не пресекается. Как о живых молимся мы, не различая. Идет ли кто путем праведным или другим, так молимся и об отшедших, не доискиваясь, причислены ли они к праведным или грешным. Это долг любви братской. Пока последним судом не разделены верующие, все они, живые и умершие, единую Церковь составляют. Участь отшедших не считается решенною до всеобщего суда».
В советское время, когда попасть на Пасху в храм было трудно, опасно или даже невозможно, сложился обычай посещать кладбища в самый день праздника. Однако в Церкви вплоть до девятого дня после Пасхи поминовение усопших не совершается. Если человек умирает на Пасху, то его даже хоронят по особому пасхальному чину. Пасха – время особой и исключительной радости, праздник победы над смертью и над всякой скорбью и печалью.
Просмотров (53)