О церковной записке

Что такое церковная записка

запискиЦерковная записка – это разовый помянник, в котором поминают всех, кому желают здравия, спасения и благоденствия («о здравии») или об упокоении души которых просят Господа («о упокоении»). Понятие «здравие» включает не только здоровье, физическое состояние человека, но и  состояние духовное: поминая человека в записке, мы молимся о спасении его души. В записках пишут имена только тех, кто крещен в Православной Церкви.
Категорически запрещено поминать в записках самоубийц.

 

Некоторые правила оформления записок:

Записки надо подавать до начала Литургии или накануне вечером.

Поминальные записки надо писать аккуратно, разборчиво. Вверху записки ставится крест и обозначается: «о здравии» или «о упокоении».

Имена пишутся полные, в родительном падеже (о здравии и упокоении кого? — Тамары, Иоанна, Кирилла). Узнайте церковное написание имен (например, Иван — Иоанн, Юлия — Иулия). Правильное церковное написание имен можно найти в святцах, которые помещаются в церковных календарях.

Количество имен не имеет значения, но очень длинные записки читать неудобно. Обычно пишут 10-15 имен.

В поминальные записки вписывают только имена крещенных в Православной Церкви.

Перед именами монашествующих и священнослужителей указывается их сан, полностью или в понятном сокращении (например, архиеп. Феодора, иеромон. Никодима, иерея Николая).

Ребенок до 7 лет называется младенцем (млад. Марии); от 7 до 15 лет — отроком/отроковицей (отрок. Михаила).

Другие дополнения к именам: воина, болящего, путешествующего, заключенного не следует включать в поминальные записки. «Болящий», «путешествующий» — указывается тогда, когда об этом человеке заказывается соответствующий молебен.

В заупокойных записках добавляют: новопреставленный — усопший в течение 40 дней после кончины; приснопамятный (достойный всегдашнего воспоминания) — усопший, имеющий в этот день памятную дату. Добавления убиенный и т.п. не следует указывать в записках, они не имеют значения для души усопшего. Как поется в стихире при погребении: «царь и воин, богатый и убогий, в равнем достоинстве, кийждо бо от своих дел, или прославится, или постыдится».

записки1

 

Какие можно подавать записки:

На проскомидию. Проскомидия совершается перед Литургией, и за каждое имя, указанное в записке, из просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Чашу с Кровью Христовой с молитвой о прощении грехов поминаемых.

 

На Литургию. Поминальные записки прочитываются во время Литургии священно- и церковнослужителями перед Святым Престолом.

 
На ектению. Имена поминаются на Литургии на ектении во всеуслышание.

 

 

На молебен. Молебен — это усердная молитва о живых в различных житейских нуждах. Молебны бывают общие (каждый день по окончании Литургии) и заказные (совершаются священником по просьбе молящихся). В поминальной записке указывается кому мы имеем усердие отслужить молебен. На молебнах обращаются ко Господу, ко Пресвятой Богородице, святым (например: молебен св. прмц. княгине Елисавете). Благодарственные молебны служатся Господу Иисусу Христу.

 
На панихиду. Панихида — это заупокойная треба. Она совершается только по крещенным. Православная Церковь не возносит молитв об усопших, сознательно отвергших Бога, отпавших от Православия в расколы, ереси и секты, отлученных от Церкви, а также о самоубийцах.

 

 

 

Как часто следует подавать записки для поминания

Молитва Церкви привлекает на нас милость Господа, очищающую и спасающую нас, поэтому подавать записки о здравии и упокоении следует как можно чаще.
Очень важно подавать записки и заказывать молебны в те дни, которые имеют особое значение для нас и наших близких: в день рождения, именин или день смерти. Поминать усопших особенно важно и в определенные дни, установленные Православной Церковью:
– в субботу мясопустную, перед сырной неделей;
– субботы второй, третьей, четвертой недель Великого поста;
– на Радоницу (вторник второй седмицы по Пасхе);
– в Троицкую родительскую субботу;
– в Димитриевскую родительскую субботу (суббота перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского – 8 ноября по новому стилю / 26 октября по старому стилю);
– 9 мая по новому стилю / 26 апреля по старому стилю — поминовение усопших воинов, погибших в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг.

 

 

 

Из «Полного молитвослова для мирян по уставу Православной Церкви». — М.: Даниловский благовестник, 2010. — 528 с. Издан по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Источник

Просмотров (293)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *